Это сейчас такие старинные фотографии вызывают улыбку. А в те далёкие времена все здесь показанное делалось вполне серьёзно! Мобильная радиосвязь, так же, как носимые и возимые радиостанции, вовсе не современные изобретения, как многие думают. Этим игрушкам исполнилось уже значительно более века! Так, по личной инициативе А.С.Попова в 1900 году началось внедрение радиостанций в сухопутную армию. Со своим помощником он разыскал заброшенные конные повозки и приспособил их под радиостанции, ставшие первыми в мире походными радиостанциями. Их испытания на маневрах гвардейского Каспийского полка, квартировавшего в это время в Кронштадте, дали хорошие результаты. Связь на расстоянии 3…10 км устанавливалась надёжно…
Это сейчас такие старинные фотографии вызывают улыбку. А в те далёкие времена все здесь показанное делалось вполне серьёзно! Мобильная радиосвязь, так же, как носимые и возимые радиостанции, вовсе не современные изобретения, как многие думают. Этим игрушкам исполнилось уже значительно более века! Так, по личной инициативе А.С.Попова в 1900 году началось внедрение радиостанций в сухопутную армию. Со своим помощником он разыскал заброшенные конные повозки и приспособил их под радиостанции, ставшие первыми в мире походными радиостанциями. Их испытания на маневрах гвардейского Каспийского полка, квартировавшего в это время в Кронштадте, дали хорошие результаты. Связь на расстоянии 3…10 км устанавливалась надёжно…
Полевая радиостанция 1904 г. на двуколке. Американские или английские связисты очень быстро переняли положительный опыт, и превратили станцию из возимой (лошадью) в носимую (также лошадью).
Возимые станции 1908 года. Габаритные огни авто слева еще керосиновые! Впоследствии Первая Мировая война внесла значительный прогресс не только в конструкцию автомобиля, но и в станции с длинноволновой мобильной антенной.
На фото слева носимая радиостанция то ли в кайзеровской германской, то ли в австро-венгерской армии. На фото справа – идиллическая, солнечная, и совершенно мирная картина. Это радиофицированная коляска (США, 1921), предназначенная для быстрого успокаивания младенцев радиопередачами. На фото ниже кабриолет, по-видимому, 20-х годов. Для выхода в эфир надо было пересесть на заднее сиденье! Национальная принадлежность и год разработки не установлены. Вполне возможно также, что на снимке изображен один из первых в мире мобильных (передвижных) радиопеленгаторов.
Прошло еще десятилетие, и носимая аппаратура стала гораздо миниатюрнее.
9 апреля 1957 года в СССР был изготовлен первый в мире мобильник
Официально считается, что первый в мире мобильный телефон был изготовлен в США. Легенда гласит, что 3 апреля 1973 года директор отдела мобильной связи компании Моторола Мартин Купер, прогуливаясь по Манхеттену, демонстративно позвонил по мобильному телефону, чему якобы очень удивились увидевшие это прохожие.
В продажу же сотовый телефон впервые выпустила компания Тревел Электроникс в 1979 году. Весил он 907 граммов и стоил 3895 тогдашних долларов, что примерно соответствовало цене среднего автомобиля. Так, первый сотовый телефон стоил дороже тогдашней Toyota Corola, продававшейся в США за $3698. Абонентская же плата составляла 50 долларов в месяц, а одна минута разговора обходилась пользователям от 24 до 40 центов, то есть равнялась стоимости целого галлона бензина (3,78541178 литра).
Однако мало кто знает, что ещё задолго до опытного образца Моторолы мобильный телефон появился у нас в Советском Союзе. Его создателем стал советский радиоинженер и популяризатор радиотехники Леонид Иванович Куприянович. Созданный им опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК-1 был испытан 9 апреля 1957 года. Мобильный телефон имел радиус действия 20—30 км, но весил около трех килограммов.
Через год Куприянович усовершенствовал свой ЛК и снизил его вес в шесть раз до 500 грамм! Новый аппарат имел и значительно меньшие размеры — как две пачки сигарет.
Зарубежные мобильные телефоны достигнут такого веса и размера только в начале 80-х. Мобильник Куприяновича, как и современные, связывался с ГТС через базовую станцию (АТР). Она не только принимала и передавала сигналы мобильников в проводную сеть, но и передавала сигналы из проводной сети на мобильники. Таким образом с ЛК можно было позвонить на любой стационарный телефон, и на ЛК тоже можно было позвонить с обычного городского номера или из уличного автомата.
В 1961 году Леонид Иванович вновь усовершенствовал своё изобретение, которое называл радиофоном. Модель имела название ЛК-3. В результате Мобильник Куприяновича настолько уменьшился, что помещался на ладони и весил всего 70 грамм! По размерам он был, как современный мобильный телефон, но без экрана и не с кнопками, а с малогабаритным дисковым номеронабирателем.
Такие весовые характеристики не позволяли использовать его в качестве носимого ника, и тогда в 1958 году Куприянович создаёт усовершенствованные модели аппарата который был размером с коробку от папирос «Казбек» и вместе с источником питания весил полкилограмма. Карманный телефон позволяд не тлько звонить любому абоненту, но и принимать звонки как с бомашних телефонов. так и из уличных автоматов.
Первой же общенациональной системой национальной телефонной связи стала советская система «Алтай», введённая в опытную эксплуатацию в 1963 году. Система «Алтай» первоначально работала на частоте 150 МГц, но к 1970 году система «Алтай» работала в 114 городах СССР и для неё был выделен диапазон 330 МГц. В Воронеже эта система действовала до конца 2011 года и была закрыта по экономическим соображениям. до настоящего времени система «Алтай» функционирует в Новосибирске.
73!!! UN7PHV